СОДРУЖЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Содружество семьи и школыНеобходимым условием правильного вос­питания детей является тесный контакт между семьей и школой, взаимное уважение и взаимопонимание между учителем и роди­телями.

Если родители уважают школу и прислушиваются к советам учителей, подни­мают в глазах детей авторитет школы и преподавателей,— дети лучше учатся, стара­тельно выполняют свои обязанности перед школой. Таких детей легче воспитывать и родителям, и школе.

Один из видов связи со школой — ежене­дельный просмотр и подписывание родите­лями дневников школьников.

Родители обязаны интересоваться текущими оценками и замечаниями, которые заносят учителя в дневники. Согласно установившейся практи­ке они еженедельно просматривают дневни­ки детей и подписывают их, чтобы быть в кур­се дела и своевременно реагировать на каж­дую неудовлетворительную оценку и каждое замечание учителя. Но недостаточно знать о поведении детей в школе и их успехах толь­ко по дневникам. В дневник вносятся только текущие оценки знаний и отдельные заме­чания. И он не может полностью отражать многогранную жизнь детей в учебном заве­дении. Часто бывает и так, что оценки в дневниках не соответствуют действитель­ности.

Приведем такой пример. Отец ученика V класса М. всегда интересовался его оцен­ками, систематически проверял и подписы­вал дневник, а за плохие оценки нередко бил мальчика. Получив очередную двойку, что­бы избежать наказания, ученик решил под­делать отметку. Отец не заметил этого и подписал дневник. Удачный обман толкнул мальчика на порочный путь: он вторично подделал двойку, а затем стал сам себе ста­вить в дневнике четверки, даже не бывая на уроках. Подписывая систематически днев­ник, отец и не подозревал, что сын уже боль­ше месяца не посещает школу.

Таким образом, подписывание дневника— только одна сторона контроля за учебой детей. Учащиеся проводят в школе 4—6 ча­сов в напряженной работе. Пребывание в коллективе ставит детей в сложные отноше­ния с товарищами и учителями. В этих вза­имоотношениях проявляются внутренние ка­чества детей — их старательность, прилежа­ние, правдивость, умение жить в коллективе, делиться с товарищами, отвечать за пору­ченное дело, держать слово и др. Обо всем этом родители могут узнать только от учи­телей, прежде всего от классных руководи­телей. Оценка же нравственных качеств ре­бенка самими родителями иногда бывает ошибочной.

В распоряжении родителей есть много средств для того, чтобы своевременно узна­вать о всех сторонах жизни своих детей. Одно из таких средств — периодическое по­сещение школы, благодаря чему родители могут узнать, как учатся их дети, как они относятся к своим обязанностям по школе, какие у них отношения с коллективом уча­щихся, как они держат себя по отношению к учителям, какие черты характера у них обнаруживаются. Учителя и классные руко­водители могут давать родителям полезные советы.

Посещать школу родителям нужно не реже чем два-три раза в течение четверти. Когда дети привыкнут к этому, они спокойно реагируют на приход отца или матери в школу, прилежно учатся, хорошо ведут себя и никогда ничего не скрывают от родителей, так как те «все равно обо всем будут знать». А если родители не бывают в школе или приходят сюда только по вызову учителей, дети нервно реагируют на их приход, стара­ются что-нибудь скрыть от них, а иногда возмущаются тем, что по отношению к ним проявляют недоверие. Особенно болезненно переживают такое недоверие подростки.

Очень не любят посещения родителями школы ученики старших классов, которые стесняются опеки родителей. Они проявляют иногда излишне большую самостоятель­ность, переоценивают свои права и возможности и, случается, совершают аморальные поступки. Правильно делают те родители, которые, доверяя своим детям, все же перио­дически контролируют их, независимо от возраста.

Важной формой связи семьи со школой являются также общие родительские со­брания.

На них классные руководители ин­формируют родителей об итогах работы и о показателях успеваемости детей за чет­верть. Из сравнительных данных об учении и поведении других учеников родители по­лучают более ясное представление об успе­хах своих детей; одновременно они тут же выслушивают мнение и советы преподава­телей. Посещение родительских собраний— долг всех, кто по-настоящему интересуется воспитанием своих детей.

Чем выше авторитет преподавателей и классного руководителя в глазах детей, тем легче родителям воспитывать их. Если ро­дители имеют те или иные претензии к класс­ному руководителю и учителям, если они не согласны с какими-нибудь их действиями, об этом нельзя говорить при детях или совето­ваться с ними. Нужно пойти в школу и там в беседе с преподавателями или директором постараться найти общий язык.