Вы здесь: Главная Советы родителям о воспитании детей Основные вопросы семейного воспитания Содружество семьи и школы
Необходимым условием правильного воспитания детей является тесный контакт между семьей и школой, взаимное уважение и взаимопонимание между учителем и родителями.
Если родители уважают школу и прислушиваются к советам учителей, поднимают в глазах детей авторитет школы и преподавателей,— дети лучше учатся, старательно выполняют свои обязанности перед школой. Таких детей легче воспитывать и родителям, и школе.
Один из видов связи со школой — еженедельный просмотр и подписывание родителями дневников школьников.
Родители обязаны интересоваться текущими оценками и замечаниями, которые заносят учителя в дневники. Согласно установившейся практике они еженедельно просматривают дневники детей и подписывают их, чтобы быть в курсе дела и своевременно реагировать на каждую неудовлетворительную оценку и каждое замечание учителя. Но недостаточно знать о поведении детей в школе и их успехах только по дневникам. В дневник вносятся только текущие оценки знаний и отдельные замечания. И он не может полностью отражать многогранную жизнь детей в учебном заведении. Часто бывает и так, что оценки в дневниках не соответствуют действительности.
Приведем такой пример. Отец ученика V класса М. всегда интересовался его оценками, систематически проверял и подписывал дневник, а за плохие оценки нередко бил мальчика. Получив очередную двойку, чтобы избежать наказания, ученик решил подделать отметку. Отец не заметил этого и подписал дневник. Удачный обман толкнул мальчика на порочный путь: он вторично подделал двойку, а затем стал сам себе ставить в дневнике четверки, даже не бывая на уроках. Подписывая систематически дневник, отец и не подозревал, что сын уже больше месяца не посещает школу.
Таким образом, подписывание дневника— только одна сторона контроля за учебой детей. Учащиеся проводят в школе 4—6 часов в напряженной работе. Пребывание в коллективе ставит детей в сложные отношения с товарищами и учителями. В этих взаимоотношениях проявляются внутренние качества детей — их старательность, прилежание, правдивость, умение жить в коллективе, делиться с товарищами, отвечать за порученное дело, держать слово и др. Обо всем этом родители могут узнать только от учителей, прежде всего от классных руководителей. Оценка же нравственных качеств ребенка самими родителями иногда бывает ошибочной.
В распоряжении родителей есть много средств для того, чтобы своевременно узнавать о всех сторонах жизни своих детей. Одно из таких средств — периодическое посещение школы, благодаря чему родители могут узнать, как учатся их дети, как они относятся к своим обязанностям по школе, какие у них отношения с коллективом учащихся, как они держат себя по отношению к учителям, какие черты характера у них обнаруживаются. Учителя и классные руководители могут давать родителям полезные советы.
Посещать школу родителям нужно не реже чем два-три раза в течение четверти. Когда дети привыкнут к этому, они спокойно реагируют на приход отца или матери в школу, прилежно учатся, хорошо ведут себя и никогда ничего не скрывают от родителей, так как те «все равно обо всем будут знать». А если родители не бывают в школе или приходят сюда только по вызову учителей, дети нервно реагируют на их приход, стараются что-нибудь скрыть от них, а иногда возмущаются тем, что по отношению к ним проявляют недоверие. Особенно болезненно переживают такое недоверие подростки.
Очень не любят посещения родителями школы ученики старших классов, которые стесняются опеки родителей. Они проявляют иногда излишне большую самостоятельность, переоценивают свои права и возможности и, случается, совершают аморальные поступки. Правильно делают те родители, которые, доверяя своим детям, все же периодически контролируют их, независимо от возраста.
Важной формой связи семьи со школой являются также общие родительские собрания.
На них классные руководители информируют родителей об итогах работы и о показателях успеваемости детей за четверть. Из сравнительных данных об учении и поведении других учеников родители получают более ясное представление об успехах своих детей; одновременно они тут же выслушивают мнение и советы преподавателей. Посещение родительских собраний— долг всех, кто по-настоящему интересуется воспитанием своих детей.
Чем выше авторитет преподавателей и классного руководителя в глазах детей, тем легче родителям воспитывать их. Если родители имеют те или иные претензии к классному руководителю и учителям, если они не согласны с какими-нибудь их действиями, об этом нельзя говорить при детях или советоваться с ними. Нужно пойти в школу и там в беседе с преподавателями или директором постараться найти общий язык.